Противодействие коррупции - важное направление надзорной деятельности

1. Что такое коррупция

Согласно Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция - это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг  имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б)  совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а)  по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

2. Виды коррупционных правонарушений и преступлений

Дисциплинарные (нарушения отдельных ограничений и запретов по службе - ст.ст. 16,17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ); обязанность государственных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - статья 8 Закона о противодействии коррупции и обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений - статья 9 Закона о противодействии коррупции.

Административные правонарушения (Мелкое хищение - статья 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП) (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты); Нецелевое расходование бюджетных средств -статья 15.14 КоАП; Незаконное вознаграждение от имени юридического лица -статья 19.28 КоАП; Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) статья 19.29 КоАП и др.).

Преступления: (злоупотребление должностными полномочиями -статья 285 УК РФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности - статья 289 УК РФ (состав данного преступления имеет место в том случае, если незаконное участие в предпринимательской деятельности было непосредственно связано с предоставлением этой организации льгот (например, налоговых, экспортных), преимуществ (например, в участии в аукционе) или иного покровительства); получение взятки - статья 290 УК РФ; дача взятки - статья 291 УК РФ); служебный подлог - статья 292 УК РФ; провокация взятки либо коммерческого подкупа - статья 304 УК РФ; подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика - часть 1 статьи 309 УК РФ.

3. Обязанность организаций принимать меры по противодействию коррупции

С 1 января 2013 года Федеральный закон о противодействии коррупции дополнен статьей 13.3, предусматривающей обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции.

Так, все организации, без исключения, обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2)сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и
использования поддельных документов.

В 2014 году прокуратурой района проведено 15 проверок исполнения должностными лицами организаций, причем любой организационно-правовой формы, требований законодательства о противодействии коррупции.

По результатам проведения данных проверок установлено, что ни в одной из организаций не принимались меры по предупреждению коррупции, в связи с этим прокурором района внесено 18 представлений об устранении нарушений законов, 10 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Старший помощник прокурора Троицкого района     Ю.В. Подопросветова